Linux и разочарования

On: 30 апреля 2011 г.

На днях исполнилось уже два года как я использую операционную систему GNU/Linux. Я не собираюсь рассказывать о своем положительном опыте, а скорее наоборот хочу поговорить о мифах и реальности. Я считаю что эта статья будет полезна людям, которые задают себе вопрос: "А стоит ставить Linux?" и людям которые уже думают: "А может вся таки вернуться в Windows?".



Начало


Как и многие пользователи (мои ровесники и постарше) первой операционной системой с которой я ознакомился была ОС семейства Windows. И здесь я вам скажу как в религии. У новорожденного не спрашивают, какую религию он хочет выбрать.
По религиозной принадлежности я православный христианин. Спрашивал кто у меня хочу ли я им быть? Нет конечно никто у меня этого не спрашивал. Так было и с Windows. Я рос и росли мои потребности. И наступило время когда на Windows-е (Windows XP) мне "стало тесно". И это была последняя капля. Толи так весна на меня действовала то ли вирусы в свежеустановленой общажной сети доставляли неудобства на моем стареньком компьютере. Но мое терпение лопнуло.
Я ставил Linux. Тот грозный и мощный. Супер надежную и легкую операционную систему без изъянов. Но это я так думал. То есть мне так говорили.
В первую же неделю я не мог оторваться от экрана. Я настраивал VPN на Ubuntu. Это было похоже на муки одного древнегреческого персонажа, который был наказан после смерти. Он стоял по колено в воде и над его головой росли фрукты но как только он пытался напиться воды она опускалась и пересыхала. А ветки взмывали вверх от его рук. Так и мучился он от вечного голода и жажды. Так вот и я. Вроде бы разгадка была так близко но network manager был с багом и отказывался вести себя адекватно (это я потом понял что весь network manager и есть одна большая ошибка). В те недели я прочитал одну фразу которую помню до сих пор: "Вы что хотели безглючную операционную систему?". Да я хотел такую операционную систему. Но больше этого я хотел разобраться в этом новом мире.
И был момент когда я уже собирался свалить обратно. Система (Gnome) тормозила больше чем мой Windows XP. Но меня остановили две вещи. Первая полная противоположность как и внешний так и внутренний семейству Windows (это вызывало восторг, словно ребенку на новый год дед мороз принес долгожданный подарок). Второй причиной стала командная строка (кто не писал программы на Turbo Pascal-е и не знал большое количество DOS команд не поймет). Так начался мой сложный и в то же время увлекательный путь.

Первый блин комом. Война форматов.


"Кто девушку кормит тот девушку и танцует". А так как линуксоидов в моем окружении не было мне приходилось всегда думать заранее о том откроется тот или иной файл из OpenOffice на Word-е или Excel-е у моих знакомых. Доходило до абсурда когда свежи созданный документ я пробовал открыть у соседа на ноутбуке прежде чем нести его в пункт назначения. Иногда выручал PDF иногда нет. Но я так мучился только пока учился, а потом эти проблемы отпали сами собой. Но в обществе где заправляет doc, odt никому не нужен. Так и выходило что большинство "кормил" и будет еще долго "кормить" MS Office что не на пользу таким проектам как LibreOffice.

Найти общий язык. Кодировки.


Вот когда понимаешь всю соль слова кодировка. Например записываешь диск с документами на Ubuntu, которая странным образом выбрала локализацию с кодировкой KOI8R и с этого момента куча документов с русскоязычными названиями в лучшем случае летит в форточку.

"А у вас есть такая же но с перламутровыми пуговицами?"(с). ПО мало и оно "страшное".


Именно такое мнение сложилось у меня в первый раз. Я тратил очень много времени что бы найти замену программам без которых уже не мог нормально работать за компьютером. Но вроде бы при всей мощи linux-а я не мог этого сделать. И действительно это становиться проблемой. Ведь даже если ты нашел подходящую программу то подойдет ли она твоему окружению рабочего стола? Вот этот вопрос точно не забивает головы виндувзятников.

Свобода выбора превращается в наказание.


Теперь ты на линуксе дружок и можешь сам выбрать и оконный менеджер и среду рабочего стола. В общем что угодно в любых комбинациях и пропорциях. Вот только за словосочетанием "свобода выбора" никто не указывает то что делать этот выбор придется чуть ли не каждую минуту. И это один из самых больших недостатков мира линукса (недостаток настолько же насколько преимущество).
Есть единственна среда рабочего стола, которая может постараться избавить вас от этого выбора. Это KDE (я не kde-шник). Как мне показалось что это самая удобная среда для эмигрантов с Windows.
На linux-е ваше свободное время превратиться в лабораторные испытания нового софта (ели вы так основательно подходите к вопросу подбора по как я). За эти два года я перепробовал кучу программ и уже подобрал для себя более удобные. Но поверьте это отбирало и отбирает у меня много нелишнего времени. И чем старше я становлюсь тем отчетливее я это замечаю.

Вышло обновление любимого софта жди пакета в репозиториях.


Ситуация абсурдная на первый взгляд. Но этот сценарий существует. Благодаря официальным репозиториям мы можем не переживать о вредоносном ПО и это дает гарантию что программное обеспечение на компьютере не будет конфликтовать друг с другом. Но для того что бы дождаться новой версии любимого софта надо ждать релиза (в разных дистрибутивах это разная задержка, которая еще и зависит от популярности этой программы). А даже если вы и соберете и поставите этот пакет вручную то следить за его поддержкой будете сами. Тут хочу добавить собственные рассуждения. Есть такой дистрибутив Gentoo GNU/Linux. Его фитчей является сборка пакетов (и компиляция программ) на стороне пользователя. То есть вы качаете исходники а потом их компилируете (поверьте на слово компиляция свободного программного это не такая простая задача особенно для новичка) у себя же на компьютере тратя на это время. В общем теряется принцип получения "безопасного" программного обеспечения из-за того что новичок готов понаставить "левого" ПО и даже не задумывается о его источниках и исходном коде. Вкратце жуть.

Выбор дистрибутива. Или выбираем не то что нужно, а то что не даст потратить лишнее время.


Это больше вывод чем описанные мной минусы. Я понял для себя что выбирать дистрибутив линукса необходимо задумывая не над вопросом что он может дать, а от чего он может вас избавить.
Пример:

Ubuntu - избавит от рутинной работы над настройкой слаженной системы и красивого графического стола. Только вот эти настройки не всегда бывают объективными. Плюс убунту постоянно играет с нововведениями чем доставляет своим пользователям несказанную радость так как в поиске решений таких ошибок они пионеры.

Debian - это ливиофан мира СПО. Так как имеет три ветки мне сложно охарактеризовать его категорически. Потому расскажу о своем впечатлении. Debian выбирают за надежность (стабильная ветка) но так как пакеты входящие в стабильную ветку долго проверяются их версии устаревают по отношению к реальности. Хотя у меня и был успешный опыт установки и использования именно стабильной ветки на домашнем ноутбуке но такой разрыв с версиями угнетает. И стабильная ветка действительно является лучшим выбором для серверных платформ. Про другие ветки рассказывать не стану они решают это проблему за счет стабильности репозитория. От чего дебиан вас точно убережет так это от проблем с безопасностью и безотказностью долгоработающих и критичных в своей работе ЭВМ (компьютер по нашему).

Archlinux - мое любимое. Если ты новичок и стремишься не просто на роль пользователя то это твой выбор. Коротко этот дистрибутив избавит вас от настроек путем настройки один единственный раз при установки. И в конце концов вы получите то что сами и соберете. У этого дистрибутива есть хорошая библиотека wiki в том числе Русское руководство по установки для новичков. Поставив этот дистрибутив вы получите кучу опыта и знаний.


Я не хочу скачать что мир Unix-подобных систем ужасен. Он сложен но очень эффективен. Ключевое слово здесь "разбираться". Необходимо ориентироваться в это бурлящем океане ПО и тогда ваша система даст фору любой версии MS Windows, а может и Mac OS.

3 коммент. on "Linux и разочарования"

Анонимный комментирует...

Статья очень понравилась :) Интересно и увлекательно ! :)

CryptSpirit комментирует...

Спасибо за оценку)

Анонимный комментирует...

Интересно написано, но несколько устарело.